28 апреля по инициативе Международной организации труда (МОТ)
отмечается Всемирный день охраны труда – международная акция по развитию
идей безопасного и достойного труда. Общероссийский Профсоюз
образования поддерживает данную инициативу и призывает региональные,
межрегиональные организации Профсоюза присоединиться к проведению
Всемирного дня охраны труда, который в нынешнем году пройдет под девизом
«Стресс на рабочем месте: коллективный вызов».
Международная организация здоровья причисляет стресс к главным
заболеваниям, угрожающим здоровью человека в нынешнем веке. Все больше
работников подвергаются воздействию психосоциальных рисков, возникающих в
организации труда и в трудовых отношениях из-за усиления напряженности
современной трудовой жизни. Последствием таких рисков являются
производственный стресс, чувство беспокойства и тревоги, депрессия и
другие нарушения психического здоровья.
Согласно исследованиям проблемы на работе приводят к болезням чаще,
чем любые другие стрессовые факторы, даже такие, как финансовые или
семейные неурядицы. Стрессовые воздействия могут стать и причинами
опасных ситуаций и несчастных случаев на производстве.
Педагогические работники в наибольшей степени подвержены
профессиональному стрессу, который может принести ущерб здоровью не
только самому учителю, но и нанести вред ученикам, а также поставить под
угрозу качество и эффективность образовательного процесса.
Изучение особенностей профессиональной деятельности педагогов
свидетельствует о том, что в качестве негативных факторов, кроме
превышения рабочего времени (36 часов в неделю), имеют место такие, как
высокое нервно-психическое напряжение, длительное вынужденное положение
тела, интенсивная голосовая нагрузка, значительное напряжение органов
зрения и другие факторы.
Особое внимание обращает на себя внимание симптомы, характеризующие
«эмоциональное выгорание», такие как головная боль (70,4%),
раздражительность (56,3%), нарушение сна (50,5%), депрессивное состояние
(48,1%), повышенное давление (47,3%).
Наличие симтомов «эмоционального выгорания», негативные факторы
профессиональной среды, конфликты на рабочем месте способствуют тому,
что 72,3% педагогов отмечают сегодня ухудшение своего здоровья, 56,2% -
ухудшение зрения, 49,8% - высокое артериальное давление, 74,8% - частые
простудные и хронические заболевания. Это требует более серьезного
отношения к сохранению здоровья учителей, преподавателей и поиску путей
их оздоровления.
Особое профессиональное значение имеет патология голосового аппарата
преподавателей. По данным различных источников профессиональными
заболеваниями голосового аппарата страдают от 32,6 до 53,2%
преподавателей.
Центральный Совет Профсоюза поддерживает инициативы Пермской и
Ставропольской краевых, Северо-Осетинской и Марийской республиканских,
Кемеровской, Архангельской, Мурманской, Самарской областных и других
региональных организаций Профсоюза, направленные на изучение вопросов
профилактики здоровья, в том числе связанных с нервно-эмоциональными,
психическими нагрузками и стрессами, которые присутствуют в повседневной
деятельности работников образования, а также с принятием
профилактических мер.
Образовательная организация, как рабочее место учителя и для
учеников, должна быть безопасной, здоровой и благоприятной для
преподавания и обучения. Важно, чтобы работодатель (руководитель
организации) проводил консультации, советовался с представителями
трудового коллектива или профсоюзной организации по вопросам, касающихся
безопасности и здоровья работников, привлекал их к активному участию.
Платформой для такого взаимодействия могли бы быть стать такие важные
направления деятельности по охране труда и здоровья в образовательных
организациях как:
- специальная оценка условий труда (СОУТ) на рабочих местах
образовательных организаций. Именно здесь, при подготовке и проведении
СОУТ, можно реально установить факторы риска путем идентификации
потенциально вредных производственных факторов, включая фактор
напряженности трудового процесса;
- обязательные медицинские осмотры работников образования, учитывая
при этом, что основными заболеваниями работников образования являются
функциональное перенапряжение отдельных органов, в том числе органов
зрения; психосоматические заболевания, такие как синдром «эмоционального
выгорания»; физические перегрузки и варикозная болезнь нижних
конечностей.
- внимание к оценке собственного здоровья с позиций
здоровьесбережения с учетом выполнения полного набора медицинских
исследований, в том числе индивидуального биохимического,
клинико-соматического и других статусов человека.
Такой подход позволит обеспечить профилактику заболеваний и снизить до минимума тяжесть болезненных проявлений работников.
Как сформировать культуру управления стрессом на рабочем месте, как
минимизировать его воздействие, как создать благоприятные условия труда
на рабочих местах – ответы на эти и другие вопросы должны быть
сформулированы в рамках мероприятий, приуроченных к Всемирному дню
охраны труда.
В ходе подготовки и проведения Всемирного дня охраны труда
Общероссийский Профсоюз образования рекомендует региональным
(межрегиональным) организациям Профсоюза, техническим и внештатным
техническим инспекторам труда, уполномоченным по охране труда профкомов
образовательных учреждений, членам комитетов (комиссий) по охране труда:
- изучить вопросы, связанные с охраной здоровья, в том числе в результате воздействия стрессовых ситуаций;
- организовать проведение круглых столов, мониторингов,
анкетирования, собеседований с членами профсоюза, коллегами по вопросам,
связанным с улучшением профилактической работы по обеспечению здоровья
работников образования;
- провести профсоюзные собрания с данной повесткой дня;
- направить, в случае необходимости, в соответствующие организации
коллективные обращения, заявления, предложения по принятию конкретных
решений в части укрепления здоровья работников.
ЦС Профсоюза выражает уверенность, что мероприятия, посвященные
Всемирному дню охраны труда, будут служить руководством к действию
работодателей и профсоюзных организаций для принятия мер, направленных
на охрану труда, укрепление здоровья и предупреждение профессиональных
заболеваний работников образования.
Дудин В.Н, заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования

Информация с сайта: http://edunion.ru/index.php/press/novosti/1431-16032016-3